Регулярный стиль
К регулярному стилю, ярким и узнаваемым примером которого являются сады Версаля и Питергофа, большинство любителей садово-паркового искусства относятся с особым почтением. Но оно сродни восхищению предметами старины, которые неожиданно остались в наследство, но в современном доме незаслуженно заперты под замок. Классика, конечно, раритет, но когда в моде эклектика, большинству не до нее. А зря! Потому как парадный регулярный стиль запросто можно изобразить не только на гектарах королевских парковых просторов, но и на шести сотках…
На территории Египта находились самые древние из этих садов. Их владельцами являлись фараоны, жрецы и знатные вельможи. Уже тогда начали применять эффектные элементы ландшафтного геометрически правильного планирования.
В Европе искусство создания пейзажей в регулярном стиле возникло в Италии в XV–XVI, во Франции в XVII, а в Россию пришло в начале XVIII века. Но классический вариант — плод именно французской монархии, воплотившей саму идею абсолютной власти в величественных ландшафтных формах и королевских растительных красотах. И уже после нее остальные великие правители Европы с помощью прямых аллей, пейзажных перспектив и ландшафтной симметрии прославляли в природе свое пребывание на земле.
Если говорить современными терминами, то дизайн-проект Версальского парка был хитроумно придуман и расчерчен с помощью линейки таким образом, что с определенных точек посетители видели ясную линейную перспективу — то есть открытое и величественное пространство, которое неизменно завораживает и по сей день. Четкие линии аллей и подстриженных деревьев и кустарников Версаля, по мнению историков, создавали безупречный образ абсолютной гармонии, величия, неизменности порядка, ведь психологами доказано, что симметричные формы вызывают у людей ассоциации с силой, уверенностью и надежностью. Надо сказать, что этот парк стал своеобразным эталоном, ориентируясь на который, были созданы и другие известные регулярные композиции: знаменитые императорские резиденции Петергоф в России и Сан-Сусси в Германии.
На своих относительно небольших участках, а то и откровенно маленьких можно привнести лишь дух регулярного парка. Но ведь никто не заставляет нас копировать Петергоф или Версаль. Прямые дорожки – тоже элемент, о нем можно рассказать гостям и пусть завидуют!
Редкий владелец усадьбы не следит за порядком в саду. Иногда даже во дворах многоквартирных домов жители высаживают деревья и кустарники и ухаживают за ними. Часто люди даже не подозревают, что стиль, который они выбрали, имеет сходство с Версалем или Петергофом.
Иметь облагороженную, ухоженною паркова-садовую территорию должен каждый домовладелец. Лично мне, ближе по духу и стилю, японские сады, с многочисленными прудами, маленькими водопадами, с традиционным каменным садом.
Регулярный стиль каждого не оставит равнодушным. Мне, как и многим, сразу захотелось что-нибудь и у себя в саду изменить. Хоть небольшую частичку Версаля иметь у себя под окном и выйдя в сад восхищаться.