Классический стиль в интерьере и экстерьере

Классика вечна – проходя по улицам современных городов или проезжая мимо загородных посёлков, мы часто можем увидеть идеальные пропорции классицизма: этот стиль, наверное, будет актуален в любые времена, ибо чёткость пропорций в нём стремится к идеалу, а отсутствие вычурности и строгость архитектурных решений делают здания в этом стиле наследниками вечности. Они вне моды, они просто идеальны в своём холодном, строгом совершенстве.

Классицизм зародился в Европе как переосмысление античных традиций. Вспомнились колонны и портики, золотое сечение и гармония мраморных изваяний. В Россию классицизм пришёл в 60-е годы XVIII века: сначала здания в этом стиле возводили иностранные мастера, приглашённые императорским двором, затем в России появилась плеяда русских архитекторов-классицистов.

Безупречная гармония классицизма основывается на чёткой симметричности форм. За основу планировки всегда принимались максимально лаконичные геометрические фигуры: круг, треугольник. Здания этого стиля венчал купол или бельведер – надстройка над зданием, в переводе означающая «прекрасный вид».

Сначала в России в этом стиле строились государственные здания, затем гармонию и благородство форм классицизма по достоинству оценила русская аристократия. Усадьбы и дворцы в стиле классицизма представляют собой ансамбли из центрального корпуса и боковых, симметрично расположенных павильонов, соединённых галереями, окруженных регулярными парками – то есть парками, обладающими геометрически правильной, симметричной планировкой.

Классический стиль отличался строгостью и практически полным отсутствием вычурного декора – в отличие от пышного барокко, и, тем не менее, наилучшим образом воплощал аристократическую философию «дворянских гнёзд».

Памятники этой эпохи охраняются в России как выдающиеся образцы культурного наследия. Например, Академия художеств в Санкт-Петербурге – характерный образец классицизма, сложная четырёхугольная композиция с внутренним двором в форме круга. Это работа архитекторов Александра Филипповича Кокоринова и Жана-Батиста Валлен-Деламота.

Ещё один яркий пример классицизма – московский дом Петра Егоровича Пашкова: это типичное дворцово-усадебное строение. Центральное место в нём занимает трёхэтажное здание, второй и третий этаж которого украшают колонны изысканного коринфского ордера. По бокам колонн расположены статуи, а завершает сооружение бельведер, характерный, как мы говорили, для классицизма. Симметрично расположенные двухэтажные здания по обеим сторонам от центрального корпуса украшает лаконичная колоннада ионического ордера.

Можно долго перечислять знаменитые постройки этого стиля: здание Сената в Кремле архитектора Казакова, постройки Баженова, Ринальди, Кваренги, Тома де Томона, Воронихина, Стасова, Росси, Бове и других великих архитекторов. Но настоящей жемчужиной русского классического стиля в архитектуре является Казанский собор в Санкт-Петербурге, созданный Андреем Никифоровичем Воронихиным: мощная колоннада из коринфских колонн и великолепный купол собора являются образцом отечественного классицизма.

Стоит ли удивляться, что время от времени вновь вспыхивает интерес к строгим и прекрасным формам вечной классики, пришедшей к нам из античности, впитавшей традиции постренессансной Европы, своеобразно осмысленной русскими архитекторами? Современные архитектурные фирмы нередко получают заказы на возведение особняков в классическом стиле. Классика – вечна.

Блоги, Дизайн, Проект и стройка

Комментарии пользователей:

  1. yurab1975:

    Хочется также добавить, что в современной архитектуре классический стиль стал все чаще и чаще внедряться в деловой стиль. Многие офисные помещения стали оборудовать под классику. Это придает определенный шарм помещению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *