Проблемы жилищного строительства в Ленинградской области
За последние годы стало ясно, что Россия в целом и Ленинградская область в частности сталкивается с новым жилищным кризисом. Проблема был вызван рядом факторов. Они включают в себя рост населения, изменение предпочтений при выборе жилья, наличие свободных земель и их высокая стоимость. В то же время, заработная плата во многих секторах экономики не поспевает за ростом цен на жилье. Несмотря на затишье, цены на жилье растут постоянно, иногда довольно резкими скачками. Это привело к увеличению спроса на уже имеющийся запас доступного жилья.
Правительство признало эту проблему и в настоящее время готовится закон, который ознаменует начало новой эры домостроения. Власти намерены поддержать строительство трех миллионов новых домов к 2020 году, а это примерно по 240 000 дома в год. Это должно сыграть значительную роль в решении жилищных проблем для миллионов людей, граждан нашей страны. Ни для кого не секрет, что в любом городе, даже в Петербурге и его области много «трущоб» – зданий, первоначально возникших в результате быстрой урбанизации, роста населения и свободного рынка жилья, который в свое время стал чем-то вроде священной коровы капитализма. Владельцы зданий не приветствовали вмешательство государства, но высокие цены на землю и имущество означают, что значительная часть населения могла позволить себе жить только в перенаселенных трущобах, создавая спектр медицинских и социальных проблем. Именно поэтому строящийся жилой квартал в Ленинградской области станет вполне реальным шансом получить новое жилье для многих тысяч человек.
Предложение опередило спрос, а заработная плата не успевает идти в ногу с ценами до такой степени, что только вмешательство государства может разрешить кризис. Нерегулируемый рынок, без вмешательства государства, несомненно, усугубит проблемы. Тем не менее, правительство должно ставить перед собой реальные цели, проводить факторинг потенциальных барьеров для выполнения собственной программы.
Правительству следует создать смешанную экономику на рынке жилья, которая должна быть в состоянии удовлетворить потребности населения, и поэтому политика должна благоприятствовать появлению доступной недвижимости. Возможность приобрести собственное жилье может быть связано с прямым вмешательством в виде дальнейших субсидий. Какими бы ни были варианты, рынок не может удовлетворить спрос без государственной помощи.
Местные органы власти должны вновь занять центральную роль в обеспечении необходимыми ресурсами фирм, готовых строить в достаточно больших масштабах, для решения жилищного кризиса. Социальное жилье необходимо для групп населения с низким доходом, однако именно доступное жилье не всегда выгодно для рынка недвижимости.
Иногда может даже лучше жить в трущёбе, но не далеко от работы, центра города, чем в новом районе где е будет ни парка ни зелёных деревьев, а только одни красивые “коробки”. И при этом тратить по несколько часов, чтобы добраться до работы. Если строить, то строить не просто жильё, а новый микрорайон со всей инфраструктурой. А кто Вам будет строить больницу или школу. Ведь ее потом не продать как недвижимость.
Вопрос не однозначен и требует глубокого изучения зарубежного опыта. Есть страны, где жилищный вопрос не стоит на повестке дня в результате именно государственного вмешательства. Но в любом случае у себя в стране надо начинать с искоренения коррупции, чтоб на рынке строительных компаний родилась здоровая конкуренция. Только она сможет стабилизировать естественным путем цены. А государство со своей стороны может воплотить приемлемую ипотечную программу для населения. Что в свою очередь даст возможность людям приобрести жилье, а также поддержит и самих строителей.