Искусственное освещение
Динамическая игра полутонов украшает сад, пока солнце находится над горизонтом. Когда дневное светило клонится к закату, рисунки начинают растворяться в сгущающихся сумерках. Здесь на помощь садоводу приходит искусственное освещение, открывающее практически неограниченные возможности для моделирования как садовой среды в целом, так и облика отдельных растений.
Вечером и ночью свет и тени в саду способны творить чудеса. Сильно контрастируя друг с другом, они изменяют привычные виды. А некоторые эффекты, невозможные днем, способны даже преобразить садовый участок до неузнаваемости. Заставить очертания работать на живописный образ пейзажа позволяет устройство системы подсветок и управление световыми потоками. Приемов ее воплощения несколько, однако с точки зрения обогащения декора и композиции не все они одинаково хороши.
Наименее выразительное сочетание дает фронтальная подсветка. Потоки, льющиеся на группу растений спереди, в равной степени освещают все ее элементы, падающие тени остаются вне поля зрения, а собственных очень мало. От этого пространство кажется довольно плоским и перегруженным деталями, которые скорее представляются недостатками, чем достоинствами. Растительные сообщества и даже одиночное дерево выглядят приятнее, когда они лишь частично выхвачены из темноты пучком света. В таком случае луч прожектора высвечивает примечательную подробность, например пышную крону цветущей вишни или кряжистый ствол карельской березы. Рассеянный свет вокруг приглушает значение соседей, большая их часть остается в тени, ни на секунду не отвлекая внимание от главного.
Очень удачным может быть выбор подсветки экземпляров сверху пятном заливающего света. Характер образующихся бликов близок к тому, что наблюдается при естественном варианте, но по интенсивности он гораздо сильнее. Поскольку при таком освещении в поле действия попадает значительная площадь земли, в целом складывается удовлетворительная сбалансированность между светом и темнотой близлежащей территории. Прекрасно смотрятся ночью, удивляя оттенками листвы, подсвеченные сверху желтым светом деревья и кустарники необычной окраски — ярко-зеленые, желтолистные и пурпурнолистные. Потрясающий результат дает имитация лунного сияния, особенно если освещает он растения с серебристо-серой листвой, например иву, клен, шеффердию серебристые.
Некоторые экземпляры привлекают броскими свойствами только в лучах, струящихся снизу. «Противоестественный» свет позволяет показать то, что малозаметно или даже вовсе невидимо днем. Листья приобретают необычную сочность окраски и янтарную прозрачность, и на фоне их пластинки выделяется тонкий узор из прожилок. Особенно заметен эффект на крупных экземплярах высокорослых травянистых многолетников, подобных бузульнику Пржевальского, роджерсии конскокаштановой, девясилу высокому.
Черными силуэтами на светлом фоне предстают растения при самом лаконичном типе освещения — контурном. Когда поток направлен на дерево или кустарник сзади, наблюдатель видит лишь его графическое изображение. Цвет, структура, фактура зелени становятся неразличимыми. Такой вариант имеет смысл устраивать для представителей флоры с изящным габитусом и непышной кроной, например для ивы Матсудана, ели змеевидной, аралии маньчжурской.
Очень выразительная светотень образуется при подсветке зеленых жильцов с бокового направления по касательной. Чередование освещенных и затененных участков дает представление о глубине пространства и протяженности объектов. Скользящий свет и резкие длинные силуэты от него, часто перемежаясь, очерчивают мельчайшие неровности, выявляя фактуру поверхностей. По этой причине им обычно выделяют стриженые живые изгороди, зеленую архитектуру и растения геометрических форм — пирамидальные тополя, шаровидные и колонновидные туи.
Простейшая система освещения из трех — пяти переносных светильников обойдется не дороже четырех — шести тысяч рублей. Технически сложные устройства требуют более внушительных денежных расходов. Но какими бы ни были затраты на приборы, при правильном выборе все они оправдывают себя, окупаясь положительными эмоциями. Жизнерадостные утром и очаровательные вечером картины сада благодаря свету софитов превращаются в темное время суток в романтичные пейзажи. И тогда игра света и тени продолжает свое действо, подтверждая истину о бесконечном разнообразии, живости и красоте окружающей природы.
Световые композиции позволяют не только зрительно увеличивать пространство, но и улучшать зрительный образ помещения. Уделяйте большое внимание различным оттенкам, это позволит вам создать уникальную цветовые гаммы.
Освещения способно творить огромные чудеса и при умелом и правильном использовании света можно выразить все сильные стороны интерьера или всего того что на Ваш взгляд необходимо особо отметить и сгладить или полностью убрать все негативные стороны объекта . Это краски которыми необходимо всегда пользоваться .
Огромное спасибо за такую развёрнутую статью. Вдохновила на создание чего-то невероятно-сказочного и у себя в квартире. Сейчас занимаюсь ремонтом, поэтому продумываю всё до мельчайших деталей. Считаю, что искусственному свету необходимо отдать одну из главных ролей в небольшом помещении. Просто потому что благодаря грамотной расстановке ламп/светильников/бра, квадратные метры жилой площади зрительно увеличатся, а недостатки ремонта будут скрыты. Очень понравились советы про оформление зимнего сада. Действительно, много чего можно выставить в совершенно ином виде благодаря подсветке. Добавить хочу к идее ещё и то, что в полумрак стоит поставить папоротник декоративный. Он будет создавать дополнительную таинственность данного участка помещения. Идеальный вариант для кабинетов или библиотеки (домашней).