Железные дороги

Железная дорога представляет собой транспортную трассу постоянного действия, отличающуюся наличием путей из закрепленных рельсов, по которым непосредственно и ходят поезда, перевозящие пассажиров, почту, багаж и различные грузы. Понятие «железная дорога» также включает в себя полосу отчуждения и все необходимые сопутствующие здания, сооружения и постройки.

На отведенной железной дороге полосе земли размещаются рельсовые пути – один, два или больше. Более двух путей обычно прокладывается там, где ожидается весьма оживленное движение, к примеру, вблизи достаточно крупных городов. Однако большую часть суммарной длины железных дорог практически всего мира составляют однопутные дороги, по которым поезда ходят в обоих направлениях. Такие дороги оснащаются системами Железные дорогисигнализации и разъездами, обеспечивающими гарантированное безаварийное движение. Сам путь делается во всем мире по единому образцу – стальные рельсы укладываются на заглубленные в балласте поперечные деревянные или железобетонные шпалы. Пути в разных местах могут существенно отличаться друг от друга по прочности и конструкции. В этом плане все зависит от напряженности транспортного потока, тяжести и скорости проходящих по ним поездов. Кроме того, при устройстве путей могут быть использованы ещё и разные типы рельсов. Габариты шпал, промежутки между ними, а также глубина засыпки балласта тоже напрямую зависят от условий движения. Так, на основных магистралях и толщина балластной подушки больше, и шпалы, уложенные ближе друг к другу, крупнее, чем на второстепенных дорогах. Почти все рельсы в поперечном сечении имеют тавровый (Т-образный) профиль с плоским основанием, относительно узкой вертикальной стенкой и слегка скругленной по верхним краям практически прямоугольной головкой. Обычно между шпалой и основанием рельса устанавливается специальная подкладка, обеспечивающая прочное скрепление рельса со шпалой и уменьшающая их износ из-за «ударных» нагрузок от подвижного состава. Балласт выполняет двоякую роль – он служит и подушкой пути и, одновременно с этим, дренирующим слоем для отвода дождевой воды с ж/д полотна. Нередко балласт устраивается из щебня твердых скальных пород. Также для этих целей могут использоваться отходы горнодобывающей промышленности, галька и другие подобные материалы.

Железные дорогиСтроительство новых железных дорог представляет собой очень ответственную и достаточно сложную работу, которая включает в себя проведение целого комплекса мероприятий. Непосредственно перед началом строительства железнодорожного пути в обязательном порядке осуществляется предстроительная инженерно-производственная подготовка, включающая в себя исследование грунтов на участке строительства, а также изучение возможностей обеспечения планируемого строительства подводом необходимых коммуникаций и подъездными путями. Также подготовка строительства включает в себя и изучение технической документации, осуществление необходимых дополнительных геологических исследований участка строительства, отвод земли для железной дороги, разбивку трассы и т.п. Можно сказать, что подготовительный период строительства железной дороги состоит из двух этапов – технической и производственной подготовки. На данных этапах сооружаются временные автомобильные дороги к строительной площадке и, при необходимости, возводятся временные здания и сооружения. Следует учитывать, что строительная площадка обязательно должна быть обеспечена электроэнергией и связью. Именно на подготовительном этапе строительства объекта необходимо полностью позаботиться о соответствующей материально-технической базе. Строительная площадка должна исключительно своевременно обеспечиваться всеми требуемыми конструкциями, материалами и строительной техникой. Склады для хранения материалов должны располагаться неподалеку от строительной площадки.

После завершения подготовительного этапа начинается само строительство. При этом прокладываются водопропускные трубы и сооружаются необходимые в некоторых случаях малые пролеты, мосты и другие конструкции. Только после этого начинается строительство самого железнодорожного пути, конструкция которого по большому счету состоит из двух взаимосвязанных между собой компонентов – нижнего и верхнего строения. Вообще, нижним строением железнодорожного пути является земляное полотно и уже упомянутые выше некоторые искусственные сооружения (мосты, тоннели, эстакады и т.п.). Устройство земляного полотна железнодорожного пути представляет собой один из наиболее ответственных этапов железнодорожного строительства. При его проектировании в обязательном порядке учитываются характеристики существующих грунтов. Завершающим же этапом сооружения железной дороги является возведение верхнего строения, то есть, устройство балластного слоя и укладка рельсошпальной решетки.

Отличительной особенностью железнодорожного строительства является «линейный» характер осуществления работ. То есть, строительные бригады, задействованные на этих работах, должны постоянно перемещаться. При этом условия использования технических средств, соответственно, будут неизбежно изменяться. Строительство линейно-протяженных объектов этим значительно усложняется.

Железнодорожное строительство получается достаточно сложным еще и из-за необходимости возводить достаточно большое количество разного рода «попутных» объектов – мостов, тоннелей и т.п. Кроме того, строительство всех этих объектов еще и необходимо объединять в единую схему.

Железные дороги, Объекты строительства, Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *