Подземное строительство в Москве.
Еще со времен Ивана Грозного московские подземелья интересовали строителей. Московские новостройки растут ввысь, хотя мировой опыт показывает, что до четверти площади вводимых сегодня в Европе и Америке строительных объектов занимают подземные сооружения. Комплексное решение проблемы использования подземного пространства могло бы сильно упростить и улучшить структуру наземного строительства. Во многих столицах и крупных городах мира переносят под землю целые торговые дома, парковки, автомобильные и железнодорожные трассы, развлекательные центры. Еще 15 лет назад было предложено строительство подземного « зеркала» центра Москвы. Согласно проекту, подземные улицы должны    полностью дублировать  улицы города. Тем не менее, планы по комплексному освоению пространства под землей существуют, и они довольно масштабны. Должно быть построено от 2 млн. кв. м до 3  млн  кв. м до 2010 года. Большая часть площадей отдана под подземные парковки.  Часть будет выделена на строительство трасс и подземных дорог, и еще часть – на строительство подземных объектов торгово-развлекательной тематики. Самым крупным подземным комплексом в Москве может стать торговый комплекс под площадью Белорусского вокзала. Такой комплекс является частью проекта реконструкции Тверской заставы. Размеры будущего подземного центра с супермаркетом, кинотеатром и двумя ярусами подземной парковки – 115  тыс.  кв.  м, бюджет строительства оценивается в 220-250  млн $.
На самом деле ничего радостного в таких планах нет, поскольку подземные сооружения под жилыми кварталами будут создавать патогенный зоны, негативно влияющие в первую очередь на здоровье людей.
Мы так мало знаем про подземную жизнь Москвы, что трудно судить, что там делается. Хотя, судя по тому, что из года в год на дорогах этого города появляется все больше провалившихся участков, как-то не очень надежно выглядит идея строить еще одну подземную Москву, хоть бы совсем не провалиться в скором будущем под землю.
Это сказка Семь подземных королей, а не проект новостройки Москвы. Если продублировать центральные улицы, то делать это надо на глубине свыше километра, чтобы не провалились тоннели метро. А на такой глубине может оказаться и угарный газ, и водяные пласты. Так что проект и правда – сказочный.
Новостройки Москвы в виде подземных парковок и торговых комплексов могут лишь частично снять проблему, но не решить ее, особенно в условиях разветвленной системы полуразрушенных подземных ходов в центре города. Возможно, гораздо проще отдаленные от центра новостройки Москвы превращать в самодостаточные районы, в которых создаются не только спальные, но и рабочие места, и зоны отдыха, и культурные учреждения в достаточном количестве.
В ситуации, когда не существует даже точного плана старинных тайных проходов под землей, подземная Москва как зеркало надземного города может стать весьма опасным проектом, чреватым обрушением зданий и сооружений. Остается лишь надеяться, что все работы будут проведены крайне осторожно и после тщательного обследования каждого участка.