Мы лепили и творили
5 лет назад мне удалось поучаствовать в таком виде строительной деятельности как лепка. По прибытию на объект, моему изумлению не было предела. То, что я увидела, поразило меня до глубины души. Это была арка с вписанной в нее картиной, но нам предстояла очень трудоемкая работа. Мы решили продолжить картину, воспользовавшись элементом орнаментированного пояса. Выбор орнамента не заставил себя долго ждать, так как с левой стороны арки был рисунок, по подобию которого и был придуман элемент справа. Такой элемент называется – зигзагообразный геометрический орнамент (меандр). Меандр – в зависимости от назначения, может быть, простой или очень сложного замысловатого рисунка, состоящего из вертикальных и горизонтальных, переплетенных между собой рельефных тяг. Это создает исключительно красивый и выразительный орнамент.
фото 1. Картина, обрамленная аркой.
Модель меандра изготовили следующим образом. На приготовленный ровной гипсовой плитке требуемого размера вычертили сетку, клетки которой равны ширине тяги, и на ней сделали рисунок меандра. Далее вырезали шаблон и вытянули из гипса прямые тяги меандра. Затем разрезали их на требуемое число частей, которые в соответствии с рисунком укрепили на гипсовом растворе на плитку, предварительно сделав ножом косую насечку на местах соединения плитки и тяг. После этого произвели зачистку углов наклеенного рельефа и всех соединений тяг с грунтом и таким путем закончили модель. Вместо вертикальных тяг в меандре бывают наклонные, построенные под углом 30 градусов и перевитые ветками лавра и дуба. Изготовление такой модели меандра отличается лишь тем, что после наклейки тяг меандр покрывают лаком и лепят ветку. В первую очередь прокладывают стебель ветки, располагая его в диагональном направлении снизу вверх с таким расчетом, чтобы стебель, переплетая меандр, появился в одном случае под тягой, в другом поверх ее. С такими же переходами лепят и листья ветки. Завершив лепку, модель формуют в эластичную форму, отливают из гипса и, подчистив на гипсе, приводят в состояние полной законченности.
фото 2. Вверху тот самый орнамент из веток.
Мы решили отказаться от веток, так как была бы нарушена симметрия и уникальность картины, утопленной в арку. Затем произвели патинирование орнамента под бронзу. Пропитали изделие олифой и нанесли небольшой слой бронзового порока, окисленного раствором ляписа. Для получения нужного цвета, бронзовый порошок смешали с сухими красками. Хочу подчеркнуть, что все действия по патинированию производят на уже подготовленных и зачищенных поверхностях. Все дефекты перед патинированием должны быть устранены.
Работа была трудоемкая и кропотливая, но сдана в срок. Шедевры из гипса держатся веками, и, создав творение единожды, кто знает, может, и о вас заговорят, где-то там, в далеком будущем.
Жаль, фотографии маленькие и не увеличиваются, почти ничего не видно. Но я вам верю:) Столетиями лепнина сохраняется в помещении. Ее и арматурой внутри укрепляют, но тут небольшая масса. Бюстов гипсовых раньше было много.
Действительно, на фотографиях трудно что либо разобрать, мелких деталей не видно. Но, небольшой размер фотографий компенсируется подробным описанием технологии изготовления лепнины. Из статьи понял, что лепнина совсем даже не лепится, а отливается в изготовленную заранее форму. Получается, что даже я, обладатель не самых прямых рук могу украсить свою квартиру лепниной, придется лишь повозится с небольшим количеством моделей. Что же, возьму на заметку, возможно, пригодится при следующем ремонте.
К моему глубочайшему сожалению, фотографии остались в единственном экземпляре и только такие, но я постараюсь прилагать более детальное описание,чтобы помочь вам разобраться.
Это не гость, это я, просто еще не зарегистрировалась.
Да мы поняли, что это Вы, msksena 🙂