Из истории художественного литья

История развития художественного литья, известная нам по археологическим раскопкам, отражает социальные тенденции, в том числе и составом найденных экспонатов: большинство из них – или ювелирные украшения, или религиозная атрибутика. Это свидетельство прикладного значения самой технологии художественного литья. Большая часть древних находок, выполненных в технике литья, сделано из самородных металлов – меди и золота. Это связано с тем, что самородки значительно проще добывать, а также с низкой температурой плавления этих металлов. Уровень развития кузнечного дела в средневековье и новом времени был невысок, кузницы и их оборудование – примитивны, поэтому обработка металлов с более высокой температурой плавления была значительно затруднена. Самыми ранними по времени создания художественными изделиями ученые считают скульптурные изображения животных и людей, основными сюжетами которых были охота и обряды, домашняя и ритуальная утварь, ювелирные изделия, и, среди прочего, металлические таблички для письма и вывески.

Технология литья практически не изменилась с древних времен до наших дней. В тугоплавкую форму из природного материала (глины или камня) вливается расплавленный до жидкого состояния металл. После того как заготовка остывает прямо в форме, ее извлекают и доводят до конечного состояния готового продукта путем шлифовки и полировки с помощью специальных средств. Иногда литье подвергают еще и ковке, особенно при изготовлении холодного оружия. Готовое отполированное литье можно обработать: гравировать, травить и т.п.

В нашей стране появление технологии художественного литья обозначено находками, относящимися к разделению земель на отдельные княжества. Мастера, которые осваивали литье в совершенстве, почитались высоко и имели высокий доход и вес в обществе. Начало расцвета художественного литья связывают с принятием на Руси православной веры, когда церковь стала основным заказчиком и потребителем изделий, выполненных в технике литья. Атрибутика церкви – ритуальные сосуды, колокола, нательные кресты и т.п. – стала востребована в большом количестве и являлась основной статьей дохода мастеров-литейщиков. Естественно, скачок спроса на изделия художественного литья привел к усовершенствованию технологии: восковые модели будущего литья, вокруг которых создавались формы, позволяли повысить детализированность конечных изделий. Рамки, металлические оклады, курильницы, художественные изделия из металла, ордена и награды, ювелирные изделия – все это и многое другое собрано в российских и зарубежных музеях в качестве образцов российского литейного промысла. Гордость российских мастеров – уральское литье, известное миру под именем каслинского.

Однако, несмотря на сохранение процедуры и рецептов литья с давних времен, современные мастера привносят в свое искусство свежую струю: каждый день служит развитию новых технологий, появляются новые тенденции, стили и рецептура. Мода на антиквариат и его имитацию в современном интерьере появилась в России довольно давно, и сегодня мастер-литейщик по вашему заказу может искусственно «состарить» литое изделие, добившись появления на поверхности патины и т.п.

Блоги, Декор, Предметы интерьера

Комментарии пользователей:

  1. Elenka:

    Потрясающая заметка! Великолепный экскурс в историю художественного литья на Руси.
    Мне сразу вспомнился знаменитый фильм Тарковского « Андрей Рублев». Помните, там мальчик колокол взялся делать. И сделал таки, хотя секретами мастерства не владел.
    А каслинское литье это нечто! Не даром коллекционеры всего мира так высоко оценивают изделия именно этого завода.
    Я перешла по ссылке, и мне очень понравились мебельные ручки из вашего каталога. Мне как раз нужные такие для реставрации старинного комода. Жаль, что вы по почте товары не доставляете. Попрошу мою московскую подругу съездить к вам в мастерскую и купить их для меня.

  2. Neechka:

    Ну скорее историческая статья, чем информационная заметка на тему строительства и ремонта. Думаю никто и не сомневается, что литые или кованные вещи — это искусство. Меня вот всегда интересовал такой вопрос, насколько цена на такие изделия оправдана себестоймостью. Да красиво, да практично, но ведь это даже не ковка по трудоемкости работы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *